Влад Головач, 23 июня 2009

Зеркало – кривое

Недавно Дмитрий Сатин, Генеральный директор USABILITYLAB (это не я его так пишу, это он сам так крупно о себе пишет, вот пруфлинк) и Создатель первой и единственной полноценной юзабилити-лаборатории в России (это утверждение вообще за гранью бобра и козла; тот же источник, тот же пруфлинк), а так же Андрей Сикорский, Действующий член ряда международных ассоциаций (опять тот же источник и тот же пруфлинк; эту формулировку я даже комментировать не буду) – простите за долгое введение, не мог удержаться – провели вебинар Как организовать юзабилити-лабораторию. Сам я вебинара не смотрел, но осуждаю – потому что в презентации вебинара есть раздел, посвященный вопросу «нужно ли в юзабилити-лаборатории зеркало», в котором на 6 страниц за только одна против.

Вопрос уже года как три потерял всякую актуальность. Зеркало нафиг не нужно.

Конечно, ещё несколько лет назад зеркало было штукой неплохой. Видеть  респондента (а не просто экран с курсором) очень полезно для сотрудников заказчика. Видно, что живой человек, не клинический идиот, даже симпатичный – и не может прорваться через интерфейс. Зеркало учит жизни и смирению. Кроме того – понты (у нас всё как у взрослых!). Правда, за зеркало нужно было платить и платить немало:

  1. Зеркало для респондента – мощнейший отвлекающий фактор, особенно для женщин.
  2. Респонденты видели достаточно фильмов, в которых фигурировали зеркала в полицейских участках и прочих застенках кровавого режима – и сделали свои выводы.
  3. В отделении для наблюдателей нужно сидеть в полутьме, иначе респондент будет видеть за стеклом страшные тени. Более того, если помещение (и само зеркало) недостаточно звукоизолировано, наблюдатели могут только шептаться (и уж тем более не могут резвиться с кофеваркой, без чего любая рабочая деятельность невозможна).
  4. Разделенная на две части лаборатория – это помещение, необратимо испорченное для любой другой деятельности, часть площади которого почти всегда простаивает. Учитывая стоимость квадратных метров в центре города (лаборатории стоит быть как можно более доступной для респондентов, потому что среди них регулярно попадаются капризные), в год набегает не так уж мало – и оплачивают эти метры клиенты.
  5. Методологически, наилучшее тестирование получается при проведении его у респондентов. Возить же зеркало по респондентам несколько затруднительно.

Отказаться от зеркал, впрочем, не получалось – замена зеркала видекамерами и мониторами была практически невозможна из-за высокой цены последних, несопоставимой с ценой зеркала и потерянных квадратных метров. Кроме того, качество видеокартинки было, ээээ, плачевным.

К счастью, прогресс не стоит на месте. Появились качественные и (сравнительно) дешевые IP-камеры высокого разрешения. Хотя набор из нескольких (чтобы покрыть всю лабораторию во всех значимых ракурсах) камер высокого уровня по-прежнему стоит дороже, чем зеркало, у новой технологии нет минусов зеркал. Вдобавок у камер есть собственные достоинства:

  • Сессии тестирования можно смотреть через интернеты. Заказчику больше не обязательно выезжать из офиса!
  • Наблюдение через зеркало требует регулярно переводить взгляд с монитора, показывающего интерфейс, на комнату с респондентом (-ми) и обратно. Это сбивает контекст. Теперь можно на наблюдательной станции поставить большой экран, на который влезают и картинки со всех камер и тестируемый интерфейс. Наблюдать за тестом стало гораздо менее утомительно. Вдобавок, наблюдательных станций может быть множество, так что необязательно тесниться у зеркала.

Так что теперь зеркало – атавизм. В старых лабораториях оно, скорее всего, останется (не выбрасывать же), но ставить его в новых совершенно нерационально.

PS. Не знаю зачем гг. Сатин и Сикорский ставят такую цену (155000 руб) за машинку для съемки телефона. Уже давно то же самое делается из пары карандашей и веб-камеры, щедро скрепленных синей изолентой. Вдобавок уже года как два существует дивно работающее сугубо программное решение, всего за 88 евро.



Комментарии (24) на “Зеркало – кривое”

  1. Владимир:

    Поддерживаю. По рассказам, в лаборатории САТИНА заказчики задыхаются от жары и духоты (нельзя включать кондер, чтобы не было шума, а вентеляцию забыли проложить), поэтому их заказчики весьма стойкие люди с баблом, которое некуда девать видимо.

  2. Коля "Шедевр":

    Буквально на днях думал точно также про это стекло. Вот картинка, иллюстрирующая описанное
    http://www.90percentofeverything.com/wp-content/uploads/2009/06/lab.jpg

  3. Alexey Kopylov:

    Поддерживаю, во всем. В случае тестирования мобильных интерфейсов вообще полезно иметь сразу несколько видеопотоков:
    1. Экран мобильного снятый программно (чтобы было удобно вырезать качественные скриншоты.
    2. Видеопоток с изображением пальцев респондента, чтобы видеть все манипуляции (самопальный вариант камеры стоит копейки!).
    3. Камера фиксирующая мимику респондента.
    4. Камера показывающая общий вид комнаты. Она же фиксирует обращение респондента к документации, если это предусмотрено сценариями тестирования.

    Все это прекрасно гонится по внутренней IP сети, микшируется и раздается наружу. Для чего здесь нужно зеркало - ума не приложу.

  4. Максим Гулевич:

    Влад, не был бы Сатин вашим конкурентом, статья выглядела бы более правдоподобной.

  5. Влад Головач:

    >Влад, не был бы Сатин вашим конкурентом, статья выглядела бы более правдоподобной.

    Мне всегда казалось, что для правдоподобия достаточно аргументированных и убедительных доводов. Их, как мне кажется, есть у меня.

  6. Нужно ли одностороннее зеркало в современной юзабилити лаборатории? | Fresh: новости мира юзабилити:

    [...] Головач в статье Зеркало — кривое рассуждает о том, нужно ли одностороннее зеркало [...]

  7. Дмитрий Павлов:

    Макисм, извините, но тот же укор можно и на Вас перекинуть. Не работали бы Вы в IT-Online, претензия выглядела бы более обоснованной ;)

    По сути статьи: я совершенно согласен, что зеркало – атавизм. На небольшую камеру люди и реагируют совсем по-другому, чем на огромное зеркало.

  8. Геннадий Драгун:

    Нечего на зеркало пенять…

    Создается впечатление, что участники обсуждения не только не были на вебинаре, но и видео не просматривали. Вебинар получился хорошим, одним из лучших в UX Russia.

    Разговор ведь шел не о зеркалах. Сам вопрос создания юзабилити лабораторий для очень многих потерял актуальность на ближайшее время. Чтобы создавать и эффективно использовать лабораторию нужно хотя бы пару лет по пользоваться “партизанскими методами”. Классика остается классикой: http://usethics.ru/blog/lib/testing_by_the_cheap/#_Toc104718051
    а только потом уже задумываться о том, использовать л зеркала или IP-камеры. Думаю, что у нас только единицы созрели до такого уровня.

    Так что статья получилась рассуждениями о “сферическом коне”…

    Самое положительное впечатление о вебинаре, оставило то, что Дмитрий Сатин был честен рассказывая обо всем спектре возможных затрат на юзабилити тестирование, начиная от 20$(бюджет первого юзабилити тестирования на Google) до тех цифр, которые есть на слайдах (создание относительно “продвинутой” лаборатории).

  9. Андрей Сикорский:

    Коллеги, спасибо большое за проявленное внимание к вебинару :) отрадно, что сообщество наблюдают и обсуждают.
    В видео (которое, судя по всему, не посмотрел ни один комментатор) подробно описывается, почему и как зеркало не является единственным решением, в том числе приводятся ссылки на организацию лаборатории без зеркала - с камерами, жалюзи, со подвижными стенками и прочими техническими (не)наворотами. Доводы 1-5 также рассматривались и обсуждались на вебинаре.
    @Владимир действительно, когда мы расширялись и строили вторую лабораторию, вентиляторы для вытяжки поставили не сразу, и напольный кондиционер сильно шумел - теперь все много приятней и прохладней. Но аспект действительно важный для проектирования лаборатории.
    Общий вывод, сделанный на вебинаре: лабораторию можно собрать из всего и на любом уровне, главное - умело ее использовать.

  10. Зимин Дмитрий:

    Я участвовал в вебинаре, подтверждаю слова Андрея. Влад, вы правы, но вы не там неправых ищете :))

  11. Максим Гулевич:

    Заметьте, про зеркало я вообще ничего пока не говорил :)

  12. Дмитрий Павлов:

    Проблема в том, Андрей, что видео-то по ссылке, указанной в гуглогруппе, по каким-то причинам удалено.
    Вот и приходится обсуждать то, что написал Влад.

  13. Андрей Сикорский:

    @Дмитрий Павлов Спасибо за багу: выяснилось, что на Я.Видео у нас потеряны все ролики, загруженные а не подлинкованные (написано с одной стороны “29 роликов, загруженных им самим”, с другой стороны - “у пользователя нет ни одного ролика”). Также пропали все фотки (хотя комменты к ним есть), пруфлинки: http://lh4.ggpht.com/_EAnJ7DS8JL0/SkJ79WWkyKI/AAAAAAAAIeU/uKLAIPx7Dck/yandex_fotki.png, http://lh6.ggpht.com/_EAnJ7DS8JL0/SkJ79nwxDhI/AAAAAAAAIeY/NzKB5Awhgps/yandex_video.png)

    на RuTube ролик висит с момента проведения, материалы мы не удаляем.

  14. Ivan Burmistrov:

    Дорогие юлабовцы =

    Вы этта… больше не пишите «Создатель первой и единственной полноценной юзабилити-лаборатории в России». Во-первых, первую полноценную лабораторию смонтировали мы с Сашей Белышкиным в 94-м году в лаборатории психологии труда МГУ. Во-вторых, ваша лаборатория не единственная полноценная.

  15. Геннадий Драгун:

    @Иван
    Без связи с обсуждаемой статьей, сколько лабораторий существует сейчас в России? Знаю только о трех.

  16. Ivan Burmistrov:

    (1) Лаборатория психологии труда. (2) ЮЛаб. (3) Юзетикс. (4) UIDG. (5) 1С.

    Возможно, есть ещё…

  17. Ivan Burmistrov:

    Сорри. (6) Яндекс.

  18. Геннадий Драгун:

    @Иван
    Спасибо большое. Если честно, то не знал про появление (3), (4), (6). Думал, что они “партизанят”.

    Еще добавлю (7) Билайн.

  19. Alexey Kopylov:

    Мало того, существует множество лабораторий внутри маркетинговых агентств (думаю, не меньше двух-трех десятков в Мск) и даже с зеркалами, которые ничем не отличаются от классических юзабилити лабораторий. Арендуешь, ставишь нужный софт на компьютеры и все! Лаборатория это всего лишь инструмент, пусть и не самый простой - но не более того.

  20. Одностороннее зеркало в юзабилити лаборатории | Usability.by:

    [...] Влад Головач “Зеркало — кривое” Как организовать юзабилити-лабораторию. Вебинар UXRussia Harry Brignull “Are research labs just too scary?” Does your usability lab need a one-way mirror? Comment (RSS)  |  Обратная ссылка  [...]

  21. Ivan Burmistrov:

    Вот ссылка на Harry Brignull: http://www.90percentofeverything.com/2009/06/22/are-research-labs-just-too-scarey/

    Там хорошая картинка с ментом.

  22. Ivan Burmistrov:

    Удивительно…

    Этот фильм сегодня по 1-му каналу в 21:30.

  23. Путята:

    Вопрос - что за прозрачное с одной стороны зеркало находится на стене?
    И еще - почему с другой стороны должна быть полутьма - разве обратную сторону такого зеркала нельзя сделать непроницаемой?

  24. mr.ozio:

    так, стойте, был недавно на фокус-группе у вас - зеркало, мысли о кровавом режиме, яркий свет из окна ибо утро и даже тени за зеркалом. втф?

Оставить комментарий

 


© Юзетикс, 2008
Авторские права и пр.
info@usethics.ru +7 495 771 00 88